Методика определения типа профессий Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда. Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:
Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины). Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия. Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.
Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Н. С. Пряжниковым предложена модель работы профконсультанта для задач активизирующей профконсультации. Условно можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная, просветительская; диагностико-корректирующая, морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы. Необходимо отметить, что особенностью украинского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии. Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический. Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию. Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической. Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности. Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:
Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе. Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом. Профинформация усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий. Экскурсия на производство. Днепропетровская бумажная фабрика. Экскурсия на производство. Поролоновый завод. |